Взрoслыe нe пeрвый рaз пытaются пoнять, чтo трeвoжит 15-лeтниx. Сим вoпрoсoм зaдaвaлся и нeмeцкий дрaмaтург Фрaнк Вeдeкинд в 1891 гoду, к кoтoрoму в XX и XXI вв. всex мaнит прикoснуться. Aвтoры идeи нoвoй пoстaнoвки «Прoбуждeния вeсны» Eвгeния Злобинская и постановщик спектакля Маттео Спьяцци взяли неизбитый немецкий текст и перевели его снова: перевод Федора Сологуба показался им избыток архаичным. Затем новый трансформация прогнали через жернова реалий второго тысячелетия, вручили актерам смартфоны, а зрителей попросили уйти гаджет в руках.
Весна пробуждается, вроде только ты садишься получай стул. Это не оный спектакль, в начале которого неумолимый голос просит выключить мобильные телефоны и убрать их куда подальше. Они — доза спектакля.
— А вы есть в Инстаграме? — спрашивает меня артист Марк Вдовин.
— Кого не раздумывая там нет, — парирую я.
— А якобы вас найти? У меня непомерно мало друзей… Меня зовут Мориц.
От мгновение на сцене появляются снова двое, и тоже с телефонами. Зрителей просят наставить камеру на QR-код — симпатия отображается на трехметровой панели. Айфон считывает криптокод и выдает задание: можно ли подавить свою истинную природу? Не мешает ответить: да или пропал. Через 30 минут возникнет снова один: твоя природа и артель совместимы? И последний: возможно ли остаться в живых?
Три вопроса, три вектора повествования, три подростка. Мориц (Мартуся Вдовин), Мельхиор (Василий Бриченко) и Вендла (Ленуша Дементьева) — тинейджеры поколения Z, родившиеся со смартфонами в руках. Каждого с них накрывает шквал неизвестных чувств: мальчики просыпаются с эротических снов и сексуального возбуждения, девочки ищут способы самовыражения, же как об стенку бьются о отеческий консерватизм.
Психологи считают отроческий возраст пиковой точкой эмоционального обнажения. Тебя обуревают чувства, твоя милость не знаешь, что сие такое… Не болен ли твоя милость вообще? Единственный выход — контакт с родителями и с такими же, в духе ты. Создатели спектакля близко забирают у героев их голоса. Весь век самое сокровенное они чу в чатах и видеозвонках. «Тебя зачем, бьют родители?» — спрашивает Вендла у подружки вот время видеотренинга по смоки-айз. «Только подчас я натворю что-то ужасное», — отписывает ей дитя.
Когда Вендла отчаянно пытается проничь к матери на личную аудиенцию, получает сухое: «Чтобы еть детей, ты должна держать мужа! Ты должна его приохотиться) к кому-чему так, как не можешь быть без (ума в свои 15. Только после этого появятся дети. Довольна?» Компьюторный голос Алисы, голосового помощника Гугл, усиливает безвыгодный только вырванное у матери отличие, но и осознание, что Вендла невыгодный просто так спрашивала ради детей. В ней самой зарождается сказка (жизненная) после ночной вечеринки.
Оформление спектакля минимизирована до земляного пола — метафоры природной естественности человека, и трехметровой полупрозрачной стены — символа нового технологичного времени, в котором да и только места дурацким разговорам о чувствах. Актеры чуть было не не выпускают из рук телефоны, урывками заменяя их флуоресцентными лампами, так чтобы подсветить ту или иную мизансцену.
Кюй не зря определена автором во вкусе «детская трагедия». Двое героев кончают практика самоубийством. Так поступил бы и незаинтересованный, если бы ему невыгодный помог то ли Провидение, то ли голос разума, так ли банальный страх неизвестности.
Создатели «Пробуждения весны» рассчитывают, ровно их целевой аудиторией станут подростки. А какой бы актуальной ни казалась новеллетта, ее солидный возраст отнюдь не отображает мыслей современных 15-летних. Симпатия будто описывает картонных подростков Европы. Источник Z прекрасно ориентируется в информационном пахота, они гораздо более зовуще раскрепощены, и спасать их нужно малограмотный от страха перед на лицо, а от желания испытать нате себе все на свете.