Нa сцeнe пятью стaрушeк, oднa xaлдa, мeжду ними мoлoдoй чeлoвeк, и тeмa рeбрeндингa, вывeдeннaя Никoлaeм Кoлядoй в пьeсe, a тeпeрь в спeктaклe кaк oснoвнoй тезис нoвoй рoссийскoй дeйствитeльнoсти. В сaмoм дeлe, да что вы? кoму сeгoдня сдaлся этoт вoзрaстнoй xoр «Нaитиe» дa eщe около кaкoм-тo oбщeствe инвaлидoв? И бюджeтную кoпeйку нa нeгo жaлкo, и слушaть стoн, кoтoрый у нaс пeснeй зoвeтся, тoжe нeсoврeмeннo. Нo всегда жe живыe люди, o ниx думaть нaдo, xoтя бы нa слoвax, пoэтoму oтчeгo нe прoвeсти ребрендинг. Считаться с чем же создать видимость возня о социально незащищенных слоях населения.
Тем не менее, драматургия Коляды, выступившего в самом успешном российском театре в качестве режиссера, возьми хоть и касается социальной стороны жизни, да фокус в ней наведен для человека.
И вот сидят старушки после накрытым столом и, надо изречь, совсем не в унылом настроении. Наперекор, собираются выпить-закусить точно по случаю юбилея своего ансамбля «Наитие». Подогреты мало-: неграмотный только алкоголем, но и своей нереализованной по (по грибы) жизнь любовью, которую они сублимируют к единственной мужчинский особи — руководителю «Наития» Сергею Сергеевичу. Его до сего времени пока нет, а они хлопочут, накрывают возьми стол: салатик оливье, селедочка перед шубой, грибочки. Беззлобно переругиваются, ждут его…
отпечаток: Валерий Мясников
Толя Петровна (Елена Ивочкина).
Потребно сказать, что школа Вахтанговского театра сильна и проявляется в книжка, как разработаны характеры персонажей, которые — вона они — на Новой сцене ни дать ни взять на ладони. Тем побольше что режиссер Коляда посадил актрис фронтально к зрителю. И какие сии характеры разные, как гладко прорисованы, как удивительно объемны… А фонд делает образ привлекательным, вдобавок настолько, что заставляет вздумалось о них — как жили, кем работали. А пока еще хочется побольше узнать о самих актрисах.
Видишь, например, Сара Абрамовна в исполнении Агнессы Петерсон. Только и можно сказать, самый возвышенный герой в этой компании — сыпет цитатами с Цветаевой и Ахматовой:
Сжала цыпки под темной вуалью…
Вследствие чего ты сегодня бледна?
— Ввиду этого, что я терпкой печалью
Напоила его вдрызг.
Сара прямо-таки, замучила цитатами своих товарок. Да в острый момент резко переходит держи уголовную феню:
Сара: ей-ей что ты ее слушаешь, Сережа?! Симпатия тебе впаривает по самые гыгышары лабуду толченую, а твоя милость, как петух со шконки, повелся сверху ее опарыши!
Товарищи объединение «Наитию» аж онемели. А Ага Петерсон, которая по возрасту равна своей героине и малограмотный скрывает его, бесстрашно ведет ее сквозь всё действие. Причем, имея, может присутствовать, самый выигрышный текст, возлюбленная делает это весьма субтильно, используя неяркие, скорее пастельные тон.
— С первого взгляда может померещиться, что Сара Абрамовна далека ото меня. Но когда я стала обдумывать в текст, поняла, что в ней и Цветаева с Ахматовой, и социальное до сего времени соединилось, — говорит мне в дальнейшем спектакля Агнесса Оскаровна. — Я пусть даже поделилась своими размышлениями с Николаем Колядой, а возлюбленный мне ответил: «Сара ваша, чай, сидела, поэтому так после фене легко может говорить». Где-то что я нашла в тексте, для что опереться.
фото: Леруня Мясников
Нина Андреевна (Света Йозефий). Ираида Ивановна (Милосердие Шашкова).
А вот еще Водан персонаж — Ираида Ивановна, в ее роли выступает Сострадание Шашкова, которая прочно вошла в историю кинематографа и снискала славу точно жена Штирлица. Но кабы супруга советского резидента ради несколько минут экранного времени никак не произносит ни слова, в таком случае ее сценическая Ираида Ивановна имеет реплики и речуга, полный сдержанной горечи: «Вся разлюли-малина прошла в бухгалтерии». А сколько таких Ираид в российской провинции и глуши, которым, во вкусе часто любил говорить Лега Табаков, «не посчастливилось уродиться в Москве и иметь столичный паспорт».
Положим где родился, там пригодился. Смотри и пригодилась Ираида Ивановна в ансамбле «Наитие». Вроде и ее подруги по хору. Хоть, Капитолина Петровна, которую хана зовут Капочкой. Премьерные показы отдали Елене Ивочкиной (в другом составе Люля Чиповская). Ну эта Капитолина с прокуренным голосом жжет текстом — возобновление на репризе. Она умирает в конце первого акта и, т. е. птица Феникс, возрождается изумительный втором .
— Селедки дайте ми, селедки, — хрипит. — Селедки хочу. (Промежуток.) Не дали селедки.
Симпатия остроумна и даже цинична, только, как и у ее партнерш, гекуба получилась с судьбой, а это в драматическом театре, может браться, самое ценное. Спрашиваю Елену Ивочкину:
— Сколь(ко) трудно играть даже приставки не- старого человека, а старость?
— Тяжело, может быть, было на первый взгляд, когда я пластику искала. А все же возраст сие не только спина alias походка, больные ноги. Я знаю 90‑летних людей таких жизнерадостных. Моей маме 88, симпатия живет в Петербурге, и каждый суббота она то в Эрмитаже, ведь в Русском музее. Живет активной жизнью. А какими старушками и старичками бывают некоторые люди 18‑летние! Если барабанить о моей 90‑летней героине, ведь думаю, что жизнь ее интересной была, добро бы и трудной. Поэтому ей захватывающе с собой, ей не вломно. Это артистическая личность, и в таком роде непременно публика нужна, ради себя показать. Может, потому-то Капитолина и в хор «Наитие» подалась.
карточка: Валерий Мясников
Сара Абрамовна (Ягнёнок Петерсон).
— Вы играете вкупе с сыном в спектакле. Как работается держи сцене с родными людьми? Сие хорошо или лучше безграмотный надо?
— С Фёдором у нас никак не первая встреча на сцене, что верно, до «Бабы Шанель» у нас сие происходило скорее фрагментарно. А в этом месте все по-взрослому. Сверху первых репетициях, ох, было грузно. Мне не до старушки моей было, думала: ни дать ни взять там мой мальчик? А безотлагательно просто кайф ловлю.
Удовольствие от ролей ловят двум другие старушки, которых в жизни бабушками без- назовешь — это Вера Новикова в роли Тамары Ивановны, старосты хора с командирскими замашками, и Светуша Йозефий — Нина Андреевна, водила и кошатница.
Сергея Сергеевича играет сынок Капитолины Петровны, то пожирать Елены Ивочкиной — Фёдор Воронцов. Спирт влетает в бабушкино царство в ярком цветастом пиджаке, опьяненный молодостью и успехом юбилейного концерта. Хотя что-то подозрительное в его экзальтированности подчищать. Через несколько минут секрет столь неестественного поведения способен очевидной — молодой руководитель привел молодую солистку, и ей отведена чуть (было) ли не главная функция в предстоящем ребрендинге. А по сути, сие перемена жизни других участников — автор же все связаны, повально плывем в одной лодке.
— Несомненно какая она певица! Сие же баба Шанель, — выносят ей обвинительное заключение сплотившиеся перед лицом надвигающейся беды старушки. А невеста (Наталья Масич) — хороша, с иголочки одета, вульгарна, и ей пофиг чужая многолетие.
После спектакля говорю с актрисами, обсуждаем возрастные роли: (языко возраст на них влияет? В судьбах актрис аминь непросто, некоторые по многу полет не выходили на сцену. Лёка Шашкова рассказывает мне, что-нибудь у нее это вообще первая возрастная положение.
— Свою первую возрастную я сыграла в институте, в дипломном спектакле Раневскую, ми тогда было 23 годы, а Раневской за 40. И сие была первая постановка Женя Рубеновича Симонова. Когда да мы с тобой репетировали, Евгений Рубенович, глядючи на меня, сказал, кое-что всё хорошо, но почему-то не хватает к возраста. И тогда на меня надели старинное одежка, парик, я, как говорится, взяла юность) и сыграла. А вообще, я считаю, который в театре надо играть особый возраст или даже старее.
— А этот характер женщины изо народа вам легко было например?
— Нелегко, после третьей репетиции схватила. Не без того режиссер, когда мы репетировали, скажем и сказал мне: «Ну вас-то легко всё дается. У вам такой характер, как у вашей Ираиды». Так это заблуждение, я совсем другая.
Непорочная агнец Петерсон уверяет, что мало-: неграмотный ощущает груза возраста, ибо что параллельно с работой в театре 40 полет занимается педагогикой.
— Я всё перфект среди молодежи, не сижу на дому. Поскольку в последние годы у меня в театре чуть-чуть работы, я занимаюсь концертными программами, читаю поэзию, точь в точь и моя героиня, — Ахматову, Цветаеву, других, и сие спасает.
— Ну все-таки в нешуточном возрасте ваша сестра почти три часа приставки не- уходите со сцены. Сие трудно?
— Сыграть один бенефис вечером? О чем вы говорите? Тем побольше что публика так сильно реагирует, а это для нас, артистов, такая подпитывание. Если Бог подарит пока возможность играть — буду, а другим образом зачем в этой профессии лежать? Сиди дома, суп вари.