Нo нaкaнунe 50-лeтия Гoбзeвa oстaвилa aктeрскую прoфeссию, зaвeршив свoю кинoкaрьeру кaртинoй «Гoспoди, прoсти нaс грeшныx» Aртурa Вoйтeцкoгo, гдe снимaлaсь с Бoгдaнoм Ступкoй. И с 1992 гoдa oнa — инoкиня Русскoй прaвoслaвнoй цeркви. В 1991-м принялa мoнaшeский пoстриг в Святo-Ввeдeнскoм жeнскoм мoнaстырe, пoзднee стaлa игумeньeй Святo-Eлисaвeтинскoгo жeнскoгo мoнaстыря.
С ДOСЬE «МК»
Oльгa Гoбзeвa oкoнчилa aктeрскo-рeжиссeрский ступень вo ВГИКe, училaсь в мaстeрскoй Бoрисa Бaбoчкинa — нaвeки Чaпaeвa с знaмeнитoгo фильмa брaтьeв Вaсильeвыx. Ee oднoкурсники — будущиe знaмeнитoсти: рeжиссeры Стaнислaв Гoвoруxин, Лeoнид Нeчaeв, Вaлeрий Рубинчик; aктeры Oлeг Видoв, Aринa Aлeйникoвa, уexaвшaя в СШA, крaсaвeц Ирaклий Xизaнишвили, стaвший пeрвым мужeм Oльги Гoбзeвoй eщe в студeнчeскиe гoды.
Oльгa Фрoлoвнa — дeликaтный чeлoвeк. Всeгдa спрaшивaeт дaжe в рoднoй кинeмaтoгрaфичeскoй срeдe, мoжeт ли присeсть зa oбщий стoл: «Вдруг который-то не захочет восседать с матушкой». Встретились мы в Благовещенске, в фестивале «Амурская осень», истечении (года) чего небольшая делегация должна была командиро в Китай. Матушка Ольга собиралась махнуть туда, чтобы посетить христианин храм в Шэньяне, помолиться из-за похороненных там русских воинов. Так маршрут изменили, и она вернулась в Москву. Порядком лет назад побывала в Харбине, идеже когда-то жили двор о двор двухсот русских, приехавших в конце XIX века держи строительство Транссибирской магистрали. Наши кинематографисты ежемгновенно навещают кладбище русских эмигрантов, долгое наши дни находившееся в полном запустении. Отбросы с надгробий травой вместо веников сметали Лана Немоляева и Ольга Гобзева. А вслед за тем плакали над заброшенными могилами.
снимок: Светлана Хохрякова
«Тарковский приглашал меня держи пробы»
— Ваш однокурсник Олежик Видов, у которого я была в гостях в Малибу, передал в сюрприз Марлену Хуциеву диски с советскими мультфильмами. Ваша милость же все снимались в «Заставе Ильича»…
— Марлен был ошеломительный человек. Помню, как наш брат с оператором Маргаритой Пилихиной плакали в декорации, вот что приходилось делать объединение 27 дублей. Причем я вынуждена была атаковать бедного Андрея Тарковского. Ради меня это стало жутким стрессом получи всю оставшуюся жизнь. Сейчас тогда я подумала, что, самоочевидно, неправильно выбрала профессию.
— На какого хрена потребовалось столько дублей? Зачем добивался Хуциев?
— Не знаю. Только он не мог осечься. Маргарита Пилихина — необыкновенный специалист, очень умная женщина. А у меня сие была одна из первых работ, и симпатия сильно отрезвила относительно выбора профессии. Я подумала: «Боже твоя милость мой! Зачем подчиняться инородный воле, а то и самодурству?»
Я могла засобачить более успешную карьеру, да часто не соглашалась с режиссерами. Вотан из них — известный питерский кинематографист — считал, что с его стороны верно и благородно сказать актрисе, что такое? она будет сниматься в томишко случае, если станет его женой разве любовницей. А я была тогда крошечки девочкой. Мне было 18, и я снималась в эпизоде. А постановщик считал, что облагодетельствовал меня. Смерть! Я никогда не была в эйфории ото того, что поучаствовала в знаменитом фильме. А шелковица — какая-то купля-закупка. Но режиссер хотя бы был откровенен и в некоторой степени поступил по-рыцарски, назвав все своими именами. Из себя у него блистательная судьба, во вкусе и у той актрисы, которая в итоге снялась в его картине. Же я ни секунды не жалею о книга, что все это меня миновало.
В среднем что все естественно в моем переходе с актерских низин в новую житьё-бытьё. И, конечно, с Божьей помощью, по части молитвам моим. Мои двоюродные капуста — сестры моей бабушки Ефросиньи — были монахинями.
— Они-ведь наверняка настрадались.
— В монастырях? Да что вы как вам сказать. Одна с них была игуменьей. Вторая, младшая, видимо, настрадалась. Моя мама рассказывала, ни дать ни взять, собирая лекарственные травы про сушки, бабка увидела монаха: в отдалении находился крепкий монастырь. Она даже лица его мало-: неграмотный увидела, только фигуру. Симпатия проходил, и это поразило ее в самое движок. Она умерла от скоротечной чахотки — следственно, не была предназначена чтобы монастыря…
— Несколько лет обратно матушка из Пскова рассказала ми, как Андрей Тарковский определил ее конец. Студенткой она побывала в его творческой встрече, опосля рассказала что-то о себя и спросила, как дальше не. Ее уже нет держи свете.
— Все это привлекательно и странно. Андрей был безгранично непростым человеком. Он приглашал меня держи пробы, но память о его немощный щеке, по которой я его била, а симпатия нервно дергался, не позволила ми с ним работать. Продолжения безлюдный (=малолюдный) было.
— Странно, что сверху вас это так кровно подействовало.
— Да, очень глубоко. Я бы могла ударить его Вотан-два раза, возмутившись циничной фразой героя, однако избиение, которое устроил Марлен Андрею, к тому времени ранее прославившемуся, не поддается объяснению. Его агитфильм «Иваново детство» мне в (высшей степени нравился.
Случай, о котором вам рассказали, — скорее всего, сумма обстоятельств. Наверное, в самой девушке ранее все было готово к такому выбору. Потребовался выброс извне — и все. Сам Храбрый не мог быть пророком. Симпатия ведь устроил пожар в Успенском соборе изумительный Владимире, совершенно хладнокровно убивал животных в время съемок… Скорее только (лишь), на студентку подействовало точки соприкосновения впечатление от его фильма «Андрей Рублев». Особенно засим хорош колокол. Это ровно по-настоящему духовный кусок фильма.
«Фокусник» (1967). С Зиновием Гердтом.
— А что-что определило ваш выбор?
— Меня как-никак тоже никто не посылал в монахини. Хорошо подобного даже в голову маловыгодный приходило. У меня был душевный отец (уже более трындычиха лет он является моим духовным наставником, дай Господь Бог ему здоровья), и я попросила у него благословения. Ни дать ни взять-то я спросила: «Батюшка, меня зовут в дацан поговеть на Великий пост». — «Поезжай», — ответил некто. «Батюшка, а вдруг постригут?» — «На повально воля не наша, а Божья. В лавран только Господь за руку приводит. Другого кто в отсутствии пути».
Таким был отечественный разговор, и я спокойно поехала. Поговела три дня. В первые день в монастыре вообще ничего безлюдный (=малолюдный) едят. Потом появился владыко и благословил меня послушницей — как есть через два дня мои пребывания в монастыре. А воскресенье первой недели поста заканчивалось праздником Торжества православия. И меня постригли. Был удар. То есть в глубине души я понимала: происходит в чем дело?-то правильное и глубокое. Для внешнем уровне это воспринималось не так. Кто-то решил, какими судьбами артистку постригли по блату. Так по блату такое малограмотный происходит.
— Вы не видели картину «Сквозь черное стекло» Константина Лопушанского? Тама отчасти затронута эта содержание.
— Нет, пока не видела. Эту тему что по пережить, чтобы о ней выронить) слов. Тут все должно браться тонко, иначе можно до настоящего времени испортить грубыми мазками и, из чего следует, ничего не понять. Я посмотрела «Балканский рубеж» по части просьбе своей внучки. У нее интересная квалиметрия, с которой я согласилась. Он какой-никакой-то несостоявшийся. Такая колоссальная тематика, а получился боевичок. А фильм надобно быть не об этом. Затронули тему и отступили, начав, невыгодный дошли до конца. Разрешено было сделать такое сильное предсказание!..
— Почему вашу внучку манером) заинтересовал этот фильм? Возлюбленная взрослая?
— Ей 19 планирование, родилась она в 1999 году, от случая к случаю шли бомбежки в Югославии. Возлюбленная говорит, что это и ее рок судил что тоже. Внучка увлеклась Балканами, два) — и обчелся знает сербский и хорватский языки. Каста тема продолжает ее содержать. Она в культуре и даже рюха-культуре Балкан чувствует похлеще искренности и глубины, чем в нашей. Я там показа «Балканского рубежа» подошла к Гойко Митичу и поцеловала. Симпатия ведь тоже хотел найти выражение в своей роли — и не высказался малограмотный по своей вине.
— Ваш брат часто путешествуете?
«Я стараюсь пособничать одиноким людям»
— Несколько в один из дней была в Китае. Меня поразили следом дома-призраки, где ноль без палочки не живет. Их строят получи и распишись будущее, для детей и внуков, и недостраивают. Я побывала в Египте. Какие но там пирамиды и, главное, монастыри, относящиеся к третьему–седьмому векам! Ты да я ездили по всем монастырям — Святого Антония, Святого Павла и Святого Макария. Нас сопровождал столпник Макарий. У него такой ипостась! Я попросила его: «Помолитесь о нас, батя, чтобы наше путешествие складывалось». И возлюбленный серьезно помолился. Все все прошло без сучка и задоринки.
«Крылья» (1966). С Майей Булгаковой.
— Сие был паломнический тур?
— Правда, по местам Святого семейства. Нет-нет да и я подошла к пирамиде, прислонилась задом к камню и поняла, что из чего явствует путешествие во времени. Такое чувствование, что ты в космосе. Если поднималась к пещере Святого Антония (а возлюбленная расположена высоко), то сумела войти только половину пути. Представила себя, что будет дальше, на правах меня придется сносить держи руках, потому что невыгодный хватит сил пройти совершенно путь… Стоя на площадке у церкви, посмотрела для пещерку. Там отвесная шхеры, как плато, и на ней без запинки видны фигуры Богородицы и апостолов. Бери севере Африки столько непонятной и изумительной энергии! А Каирский Метрополитен-музей! Там легко канонизируют своих мучеников. У нас нельзя не пройти много лет, предварительно чем станет возможна причисление. А в Египте народ принимает пострадавшего, мученика (как) будто святого почти мгновенно. Страстоносец — он уже святой. Ми там подарили иконку.
— Иконы со временем веселые. На тех, какими судьбами продают в коптском монастыре, святые могут лететь на ослике…
— Есть средник, где Богородица сидит получай ослике, а Иосиф ведет его почти уздцы. А у него на плече сидит Бог поможет Христос лет трех, схватившись в седую голову Иосифа. Изо-под детских пальчиков торчат клочки пух. В монастыре Святого Павла я спросила у монаха: «Почему у вы святые очень веселые? А бери фресках у всех — радостные детские глаза». — «Так они но в раю», — ответил он. Вот именно, у них есть непосредственность пусть даже в иконографии.
Копты — конечно, аристократы, потомки фараонов. Нас сопровождал бездействие христианин-копт. Когда да мы с тобой подошли к статуе Рамзеса, спирт сказал: «Это мой портрет». И правда, что-то есть обязательно живое в этом.
— Вы мало-: неграмотный раз говорили, что далеко не смогли бы жить идеже-то помимо России.
— Отлучка трагичен для русского человека. Я без- могу понять, как допускается покинуть свою страну. Возможно, у меня отец пьяница, а матерь наркоманка, или они мелкие жулики. Так это мои родители, моя родные места.
Часто неверный шаг меняет прототип человека, особенно молодого. Я чувствовала в Олеге Видове какой-либо-то трагизм, и дело (тутовое не только в его отъезде. Наташа Кустинская — прелестная, красивая студентка и притворщица — вдруг согласилась быть такого порядка, какой ее хотели рисовать. Не хочу сравнивать ее разлюли-малина с судьбой Олега Видова: некто все-таки был юношей. Да вся жизнь Наташи затем привела ее к глубокому одиночеству и трагедии. Возлюбленная потеряла какой-то духовный стержень, который наверняка был у нее. Кайфовый всяком случае, я его видела.
— А Кустинская ведь с вами безграмотный училась?
— Не училась. Просто-напросто я в силу своего монашеского послушания, если оно мне дано, стараюсь сотрудничать одиноким людям. Я Наташу привела в модель, потому что он весть яркий. Она человек разумный, достойный, мы с ней долго разговаривали по телефону, и возлюбленная спрашивала: «Ольга, за точно мне все это?!» Сынок у нее умер и внук. Словно я могла на это отметить? Такая судьба Божья. Хорошо, кроме утешения и сочувствия, красоваться не могло. Нельзя давать возможность жесткие оценки, хотя кто именно-то мог бы выболтать, что, мол, сама прошу прощения. Понятно, что мы самочки свою судьбу выстраиваем. Так мне жалко было и Наташу, и Олега.
Щемящая нотка остается едва в каждой судьбе. Рассуждать о книжка, кто виноват, нам невыгодный пристало. Иногда одиночество на двоих бывает страшнее реального. Без- все объяснишь словами. Так-таки так важно понимание за исключением. Ant. с слов, когда две души настроены получай один лад. Иногда аминь внешне прекрасно, но в душе совершенно иначе. Думаю, что и Миняша Козаков был одинок в Израиле, клеймящий по его воспоминаниям.
— Видимо, сие свойство русского человека — кому загребтилось уезжая.
— Я не знаю, как будто на это сказать, потому что что никуда не уезжала. Который у нас открыл моду «бежать»? Кто именно-то из балетных? Нуреев, Барышников? Они открыли шкаф Пандоры. Невероятно важно без- терять своего природного стержня, проникнуться его — как мужчинам, в) такой степени и женщинам. Для всех сие важно.
Мы ездили в Небесная империя всего-то на немножечко дней, потом возвращались в Благовещенск с невероятной радостью. В этом месте даже воздух другой — прозрачнее, почище, а в Китае дышать труднее. Лермонтова — непростая страна. Это здание Богородицы. Сколько у нас храмов, и текст постоянная идет по всему поясу. До сего времени это очень влияет. Уписывать такое церковное определение: «очищение воздухов». Оно происходит безостановочно благодаря молитве. Это только и остается осознавать, но можно и стихийно чувствовать, просто в этом жительствовать. Мне жаль Олега Видова, которого, имеется возможность так сказать, убила грусть по родине.
— Чего сильнее всего не хватает людям?
— Русскому человеку имеет принципиальное значение поговорить по душам. А в кои веки поговорить не с кем. Особенно имеет большое значение, когда женщины умеют подслушивать. Для русского мужчины сие все. Простите за сравнивание, но это сродни сексу. Хоть выслушать с сочувствием, ни тары-бары не сказать в ответ, же это будет полное удача. Важно, чтобы русские женский пол этого свойства не теряли.