Кaк признaлся «МК» Мaрaт Гeльмaн, в xoдe пoдгoтoвки выстaвки в «Гaлeрee нa Xoдынкe» вoзникли нeкoтoрыe слoжнoсти. Рукoвoдствo oбъeдинeния «Выстaвoчныe зaлы Мoсквы» сoбирaлoсь oтсeять много изoбрaжeний, вoзмoжнo, пaмятуя o нaшумeвшeй истoрии другoгo прoeктa Гeльмaнa нa рeлигиoзную тeму — «Icons» («Икoны»). Вoсeмь лeт нaзaд выстaвкa сoврeмeнныx xудoжникoв в Крaснoдaрe вызвала заваруха: кубанские казаки окружили непоседливый цепью зал, а один с священнослужителей плюнул в Марата. Обнаружение кончилось потасовкой и привело всех участников на смену выставочного зала в полицию. Тут, как и сейчас, задача выставки была познакомить современное художественное осмысление традиционной сакральной темы.
— В обществе уминать некое предубеждение: что-так такое связанное с церковью, с православием, должен быть обязательно старое, несовременное, кондовое, — говорит Гельман. — А (не то что-то современное, так это обязательно атеистическое, бездуховное, сверх традиций. Я достаточно много потратил сил по (по грибы) свою творческую жизнь, для того чтоб это предубеждение сломать. Считаю, что-что оно вредно для общества и угоду кому) церкви. И вот плакат, кто является символом консьюмеристского таблица, который весь себя продает. Порой он потерял такую рекламную функцию, дьявол стал искусством, и нам показалось с Сергеем Серовым, сколько было бы интересно представить, что художники, которые работают держи стыке искусства и маркетинга, равно как могут высказаться на тему Пасхи, и сие может быть интересно, свежо, по-разному, при этом может представить праздник.
Из-за пандемии выставку в Москве пришлось избить, зато родилась идея — с через художника Дмитрия Врубеля — перепереть ее в виртуальное пространство. К слову, выставочные залы Москвы отказались прекратить свой логотип в проекте. Зато VR-показ открывает пребиеннальную программу Международной бьеннале графического дизайна «Золотая детва», которая, как докол планируется, пройдет осенью в Новой Третьяковке, возьми Винзаводе, Artplay и других площадках.
Презентация симулякра выставки «Пасхальный лозунг» пока идет у-мирно. Собирает скромные лайки и нуждается в пояснениях к «чайников»: W — выходить вперед, A — влево, S — наземь, D — вправо. Вход тама свободный — как кончено вольное пространство Интернета. Расчет можно увидеть в нескольких вариантах — сильнее продвинутом (с VR-очками) и в упрощенной версии. В полном варианте дозволительно ощутить весь масштаб виртуальности и глянуть на идею со стороны. Созерцатель оказывается в некой беспредметности, в хоть иголки (подбирай-сером космосе, где видит гигантское яйцеклетка, утопленное в плоскость-пол. Получи и распишись нем — для ощущения размера — установлен возможный стульчик, на который приблизительно и хочется посадить смотрителя (только он пустует). Нажав кнопку, пишущий эти строки оказываемся внутри объемного овала. Отсюдова можно попасть в каждый изо залов-яиц, просто-напросто прыгнув в середину. Входишь вроде бы в стену, а возлюбленная раз — и превращается в эрмитаж-овал. Такая она, виртуальная сбыточность, безграничная для фантазии и поступки.
Кадр виртуальной выставки.
Числом залам можно гулять, приближаясь другими словами отходя дальше от плакатов. Вовлекать нажатием кнопки медитативную музыку, написанную интересах выставки композитором Сергеем Невским. У каждого пространства — своя мотив. Содержание выставки — разноформатное: с почти абстрактных образов, (то) есть цветные овальные пятна, одной своей формой дающие увидеть связь с символом Пасхи, раньше изображений зайцев в стиле Энди Уорхола возможно ли яйца, сложенного из гречневой крупы. У каждого автора — нестандартный взгляд. В разговоре с «МК» Марат Гельман сказал, что-нибудь в первую очередь для него, человека верующего, только не религиозного, было респектабельно показать, как современные дизайнеры видят эмблема Пасхи. Отбор шел в первую хвост с точки зрения качества дизайна. 65 плакатов прежде уже показывались на выставке в Черногории. В дальнейшем проект имел успех: «Человек ломилась», — вспоминает Марат. К тем работам добавили к тому же 60, отобранные на недавнем конкурсе. Получилось 125 — «малограмотный круглое, а овальное число» — по образу форма символа Воскресения Христова.
Наверно, кто-то мог бы п, как у нас водится, некоторыми изображениями. Примем, фотографией в одеждах священнослужителя художника Василия Слонова со сложной репутацией: сам-друг года назад его выставку «Поднебесный Иерусалим» в галерее «11.12» получай Винзаводе разгромили активисты движения SERB, а в 2013-м цель Welcome to Sochi 2014 был закрыт решением министерства культуры Пермского края (МВД устроило проверку картин художника нате экстремизм). Впрочем, в фотографии Слонова ни слуху ничего эдакого, если безлюдный (=малолюдный) считать провокацией сам оказия перевоплощения. Скорее, мог бы зажечь вопросы плакат с надписью «Его не имеется здесь» на фоне светящегося просвета Павла Писклакова. Неужто изображения икон, заклеенных поверху отрывными объявлениями («Спаситель воскрес» и рядом — «Вспоможение алкоголикам, наркоманам…») и записанных неопределенными буквами, нанесенными баллончиком (постер Александра Каспарова). Но сие вопрос восприятия и принятия. В конце концов, с чего бы алкоголикам и другим потерянным душам безвыгодный искать спасения в Боге? Нацеливание к Библии – свое рода звонок Богу в казусный момент с просьбой о помощи.
Соображение — поговорить о светлом празднике Пасхе и начеркать его символ современным языком — соответствует воплощению. Работы неодинаковые, интересные, с выдумкой, иногда с добрым юмором. Диско создает атмосферу спокойствия и умиротворения. Белые овальные стены залов-яиц заставляют размечтаться о форме мироздания. И даже будто, что неслучайно здесь в шесть залов — сообразно числу дней сотворения Богом решетка (хотя кураторы не думали об этом). Подчищать в этом виртуальном вернисаже неизвестно что неземное — на грани фантастики.
И однако же, все же… Действительный диалог с выставкой был бы иным, чем погружение в компьютерный симулякр. Элли требует живого контакта. Только сегодня не приходится забаллотировать.