Eсли ваша сестра oжидaeтe нaйти здeсь сaмыe рaскручeнныe, мaсштaбныe и xрeстoмaтийныe рaбoты Сaльвaдoрa Дaли, тo срaзу прeдупрeдим — иx в «Мaнeжe» нe тaк литоринх мнoгo. Из 180 прeдстaвлeнныx бoльшe пoлoвины (тoчнee, 102) — иллюстрaции к «Бoжeствeннoй кoмeдии» Дaнтe, сoздaнныe к 700-лeтию итaльянскoгo пoэтa. Дaли нaчaл рaбoту нaд ними в 1950 гoду, когда-никогда отрекся от атеизма и провозгласил себя «религиозным мистиком». Из-за два года работа была закончена, а уже через два — в 1954 году — вызвала ахинейский скандал. Цикл выставили в римском чертог Паллавичини-Роспильози: критики заклеймили его ровно «порнографию, созданную из-за государственный счет». Тем не менее, позже, в 1960-м, иллюстрации до настоящего времени же опубликовали, но уж в Париже (при содействии французского издателя Жозефа Форе). Альбомец был выпущен ограниченным тиражом. Рисунки печатали в сложной технике с использованием фотоэмульсии и деревянных матриц. Иллюстрации в(за)правду поразительные и считаются вершиной графического искусства знаменитого испанца. В выставке в «Манеже» они заняли особенный, довольно большой отсек. В несходность от остального пространства симпатия ярко освещен.
Автопортрет с рафаэлевской шеей, 1921.
С противоположной стороны в просторном кинозале демонстрируются двойка фильма: легендарный «Андалусский пес» (1929) и диснеевский мульт «Дестино» (2003) согласно мотивам живописи Дали. Последний отсек представляет собой лаунж-зону, идеже можно посидеть, почитать биографию художника (сверх привычному формату экспонирования возлюбленная вынесена в конец) и посмотреть дизайнерские инсталляции минус авторства, стилизованные под идеи знаменитого сюрреалиста. Окончание проекта — тоже дизайнерский: ход оформлен в духе замка художника в Фигерасе — красные стены, увенчанные яйцами, и голые манекены, вставленные в проемы. Короче (говоря), над «огранкой» выставки трудились — ей старались сообщить масштаб и заполнить вместительный зальце «Манежа», чего не так-то беспритязательно, имея на руках в среднем 80 картин в основном среднего alias маленького формата.
Вход получи экспозицию, стилизованный под защелка в Фигерасе.
Основная живописная отрывок выставки построена по хронологическому принципу: не возбраняется увидеть ранние, досюрреалистические опыты Дали в стиле пуантилизма, кубизма, импрессионизма, прочесть, как он учился и кто такой на него влиял. Тут. Ant. там есть, например, портрет отца Дали, с которым возлюбленный рассорился, когда влюбился в Галу. Подчищать почти реалистические портреты сестры и режиссера Луиса Бунюэля, с которым спустя время они снимут «Андалузского пса». Снедать известный «Автопортрет с рафаэлевской шеей», начерченный после смерти матери, в 1921-м, в импрессионистической манере. Может ли быть кубический автопортрет, где сейчас угадывается идея отделения оболочки художника через его внутреннего «я». Дали был арт-объектом самостоятельно по себе, он умел делать ход на публику, оставаясь изнутри. Ant. снаружи ранимым и хрупким.
Центром сюрреалистического периода Дали становится дознанный «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 годы, когда художник вынужден был отлучиться в США из-за войны. Вторая сделка изменила Дали, как и сполна мир. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки потрясла его и открыла новую главу творчества — хороший мистицизм. В его картинах появляются атомы, ничтожество размеров и разрушительная сила которых в такой мере поразила его. На выставке дозволяется увидеть ряд работ, отражающих эту рефлексию — «Ураново-атомная меланхолическая эклога», где темно-серую военную подлинность разрывают круглые «окна», в которых виднеется голубое сварог мирной жизни. На картине впору обнаружить тот самый крылатая машина, сбросивший смертоносную бомбу, и самостоятельно взрыв. Рядом расположены вновь несколько «атомных» работ, в фолиант числе портрет Галы.
Гала и Дали.
В центр этого зала — игрушечный светлый уголок с иллюстрациями и выдержками изо книги «50 секретов магического мастерства». Словать вышло в 1948-м в США, и особенно оно легло в название московского проекта. В книге скульптор дает как вполне практические советы вдоль подбору кистей, красок и соответственно технике грунтовки, так и рассказывает (неужели придумывает) собственные «фишки». Говорит, а лучше всего писать голым, несмотря на то сам так не делает. Сие своего рода проводник вот внутренний мир художника. Все иллюстрации представлены только с общим пояснением, бесцельно что проникнуть в тайны бытия Дали разрешено с помощью образов. Без цитат нагружение оказывается затруднительным.
Финальный раздел — поздняя роспись Дали, где он несколько возвращается к реалистической (рафаэлевской) манере, оставляя всегда-таки свои «фирменные» знаки муравьев — эмблема смерти и распада). Этот пора пропитан трагизмом потери Галы в 1982 году, чувством собственной немощи (последние до некоторой степени лет художник был прикован к постели) и предчувствием конца. Отселе зритель попадает в бледно-желтую лаунж-зону, пусть встретиться со странными инсталляциями безвестных дизайнеров. Зенит в стиле сюр.
Лаундж-часть.
Насколько хороша попытка в «Манеже» и ась? ей не хватает? Умереть и не встать-первых, чистоты — стрела-змея слишком много эффектов, баннеров и дизайна. Вот-вторых, света — основная клочок выставки в полутьме, при этом работы пронзительно высвечены, что нарушает перцепция. В-третьих, контекста — Дали показывается точно художник-тайна, мастер-аттракцион, оторванный через времени и арт-процесса окрест, что преуменьшает масштаб его фигуры. Напоследках, Галы — история их сложносочиненных отношений рассказана бегло.