Спeктaкль, кoтoрый нaзвaн «Лeтoв. Дурaчoк», стaл в БТК прoдoлжeниeм циклa, пoсвящeннoгo русским пoэтaм XX вeкa. С выпускникaми свoeгo aктeрскoгo курсa Руслaн Кудaшoв, бeсспoрнaя фигурa №1 в мирe тeaтрa кукoл, ужe выпустил спeктaкли, пoсвящeнныe Бaшлaчeву, Высоцкому, Бродскому. Последнюю работу — «Летов. Дурачок» возлюбленный поставил уже со студентами-режиссерами.
Чисто они на Симоновской сцене, идеже установлено 20 телевизоров. Подрастающее поколение, горячие, активные. Перепевают песни «Гражданской обороны», написанные пока что в прошлом веке, но прочитанные ими в нашем. Песни организованы в мелодически-театральный коллаж на неуд с половиной часа с антрактом. Наклеивание — это малограмотный случайно: известно, что Летов вдобавок был художником-оформителем и коллажистом. Наклеивание из тоски, боли советского человека согласно некоему абсолюту, бессознательному, необъяснимому в русской душе. Бесшабашный, свободный, пьяный, грубый, хотя не пошлый, а открытый, наподобие рана, которая почему-так не заживает. И мало-: неграмотный важно, с помощью какого персонажа — реального сиречь литературного — исследуется сие необъяснимое, сугубо русское, натуральное. Ничтожный принц или Офелия, Башлачев неужели красные командиры, ежик в тумане неужели….
Приплясывал с саблей, как Рабочий иванов в Октябре,
Катался на лодочке, лазил числом веревочке,
Ругался как хабибулин, … как Гагарин
Гадал соответственно трупам, ошибался как Гитлер.
Захудалый принц возвращался домой…
Мини-сценки следуют одна вслед другой, связаны меж из себя словом, звуком или действием. Телеящики так активно участвуют в летовской истории, ведь мрачно глохнут. Вокал переходит в речитатив, речитатив — в декламацию… Звук сменяется шепотом, шепот — цепенеющей тишиной. Средь представленных сцен есть бог удачные и остроумные, например, «Невыносимая элементарность бытия». Актриса положила голову вслед за телевизор и, вращая ручку переключателя, имитирует голосом звуки прибора, поет:
…Изо смолистых дpов, из целебных тpав
Hи кpивых зеpкал, ни пpямых yглов,
Ни колючих pоз, ни гpемyчих гpоз,
Hи дpемyчих снов, ни помойных ям,
Hикаких обид, никаких пpегpад,
Hикаких невзгод, никаких соплей,
Hикаких гpехов, никаких богов,
Hикакой сyдьбы, безличный надежды…
Надо бякнут, что Руслан Кудашов набрал получи и распишись свой режиссерский курс умелых ребят, особенность которых уже сейчас видна. Многие играют получи и распишись музыкальных инструментах — тогда же фортепиано, электрогитары, ударная сборка, к которым они присаживаются в соответствии с очереди. Искренность игры и исполнения окупает их сценическую наивность и даже растянутую до двух актов композицию. В одном возлюбленная мощнее бы и точнее передала вазодилятор, раздрай внутренний и внешний, лилейность поэзии Летова.
Фото: жом-служба театра
После спектакля устроили дискуссию. На первом месте слово дали брату поэта — известному музыканту Сергею Летову, своевременно, работавшему в различных театральных постановках. Близ благосклонном отношении к спектаклю дьявол тем не менее увидел некое пропасть представленного образа поэта с его политическими взглядами.
— Вас, может, неизвестно, — сказал Серёга Летов, — словно Егор вместе с Эдуардом Лимоновым был основателем национал-большевистской партии, участвовал в выборах через коммунистов. А то, сколько я увидел, это скорее декламация зрителей и слушателей «Эха Москвы», «Дождя»… Разлюли-малина — это без- просто черное и белое.
Заведующий группы «Гражданская про», также присутствовавший получай концерте, задал резонный тема о сокращении песни «Наподобие листовка — так и я». В частности, изо него исчезло слово «советское», и оставлено просто «твердь».
Что бы ни стряслось — умоем руки,
Фигли бы ни стряслось — помолчим получи небо,
Станем необъятными, чисто полати,
Станем заповедными, по образу деревья,
Как листовка — манером) и я.
Фото: пресс-папье-служба театра
Однако Русланка Кудашов, как и положено настоящему руководителю творческого курса, вступился следовать своих подопечных и по-своему был прав: при всем том ребята родились в другой стране, приставки не- знали советских реалий, и их обобщения в полном смысле слова простительны. А БТК покажет в Москве некоторые люди спектакли, но для детской и семейной аудитории: «Кеня и кит», «Мои дедушка был вишней».