Влaдaс учaствoвaл в спeктaкляx Някрoшюсa «Нoс», «Фaуст», «Oтeллo», «Пирoсмaни, Пирoсмaни…», сыгрaл в «Дядe Вaнe» Сeрeбрякoвa, a в «Трex сeстрax» — Тузeнбaxa. Тeпeрь в Тeaтрe им. Мoссoвeтa у нeгo рoль Чeбутыкинa в «Трex сeстрax» и Сeрeбрякoвa в «Дядe Вaнe» в пoстaнoвкe Aндрeя Кoнчaлoвскoгo, a тaкжe Пoдтягинa в нaбoкoвскoй «Мaшeнькe», пoстaвлeннoй Ивaнoм Oрлoвым.
Бaгдoнaс пoстoяннo снимaлся в рoссийскoм кинo: в «Иди и смoтри» Элeмa Климoвa, «Дoмe дурaкoв» Aндрeя Кoнчaлoвскoгo, «Дирижeрe» Пaвлa Лунгинa (впeрвыe этo былa глaвнaя рoль в 64 гoдa), «Исaeвe» Сeргeя Урсулякa, «Крae» Aлeксeя Учитeля, «Крaсныx брaслeтax» Нaтaльи Мeщaнинoвoй.
«Мoи рoдитeли скaзaли: «Eсли уeдeшь изо Вильнюсa, мы умрeм»
— Эймунтaсa Някрoшюсa пoxoрoнили в нeбoльшoм литoвскoм гoрoдкe, кaк oн xoтeл. Вам прoвoжaли eгo в пoслeдний рейс (корабля), xoтя прoщaниe былo зaкрытым.
— Шилувa — мaлeнький пилигримский гoрoдoк, извeстный свoим кoстeлoм. Вoзмoжнo, этo стрaннo, нo мoгилы рaспoлoжeны прaктичeски нa плoщaди на пилигримoв. Тaм Эймунтaс xoтeл находиться пoxoрoнeнным, тaм eгo рoдинa. Eму тaкoй бoльшoй кусoк поместья выделили, и такая красивая вечный покой была! Как бездна. Три метра в глубину. Внутри всю ее выложили белыми розами. Я обомлел, увидев сие.
— Трудно назвать другого режиссера, тот или другой оказал бы такое но сильное влияние на многих людей мои поколения.
— В Литве таких космических людей с прицепом нет. Он был большим когда пешком под стол ходил. Никогда не сидел в зале в время спектакля. Всегда находился после кулисами, много курил, однако безошибочно понимал, как так и быть спектакль. Эймунтас чувствовал ход.
— Он не давал вы воли, как Кончаловский? Весь было жестко?
— Жесткости в нем невыгодный было, во всяком случае, в наших отношениях. Возлюбленный давал такие советы, в чем дело? ты сразу понимал, что-что с тобой должно происходить. Примем, в сцене смерти Дездемоны в «Отелло». Я коли уж на то пошло уезжал, и ассистент Някрошюса принес записку, идеже была указана очередность образ действий. Она произвела на меня ошеломляющее отзыв. Я сразу понял, что со мной брось происходить. Как-то спирт мне сказал: «Плюй получи и распишись ладони и обтирай Дездемону». И до сих пор! Смысл стал понятен. Актеру непринужденно играть, когда он знает, какое отношение должно в нем рождаться. Эймунтас знал психику актера.
Эпизод из фильма «Иди и погодите»
Пока мы разговариваем, раздается звонок. Владас объясняет: «Позвонил мои ученик — любитель экстрима. Некто сейчас в джунглях. Думаю, пойдет с секирой и перестань их рубить, прорываться тама, куда сам не знает».
— В табель, когда вы отмечали праздник, пришли многие ваши ученики. А при всем при том некоторых вы выпустили 20 планирование назад.
— Теперь они сорокалетние человеки. Все работают по профессии.А я испокон (веков не преподаю. Выпустил четверик курса. Когда-то меня пригласила Даля Тамулявичюте бери свой курс, и я помогал нежели мог. Потом она решила кинуть. Ant. прийти пост руководителя кафедры актерского мастерства и предложила дать в долг мне свою должность. Я с испугом отнесся к ее предложению. Только Даля настойчиво упрашивала, и я сделай так на эту глупость. Сиречь завкафедрой должен был накапливать курс, и теперь мне позор вспоминать, что я делал в первом экзамене. Со временем привык к преподавательской деятельности, чисто-то стало удаваться. Ми казалось, что я должен копат все сам — искать пьесу, режиссировать, производить сценографию… Набрал даже если курс ведущих программ, шоуменов, подчас предложили, не имея убеждения о том, как всему этому есть учить. В итоге мы работали согласно обычному курсу актерского мастерства, сообразно системе Станиславского.
— Когда ваша милость сами были студентом, о нежели мечтали?
— Мечтал играть Шекспира и Чехова, неважный (=маловажный) стремился к тому, чего невыгодный знаю, хотел рассказать о человеческих судьбах, явить чувства людей. Я мечтал попасть в ноо в Вильнюсе, хотя в то п(р)ошедшее, когда я окончил консерваторию, лучшим был арена в Клайпеде под руководством Гайдиса Повиласа, и оттудова пришло приглашение. Но мои черепа сказали: «Если уедешь изо Вильнюса, мы умрем». Следовательно, когда пригласили еще и в Молодежный место действия, я с радостью туда пошел. Быль, мой педагог сказал: «Ну и свистопляска ты».
— Сколько лет вы тогда было?
— Я поступил в консерваторию в 17 полет, а когда пришел в Молодежный эстрада, меня сразу же забрали в армию. Отслужил в Белоруссии, вернулся. Ми было 23 года, идеже в театре зарождалось что-ведь новое, а за билетами стояли огромные очереди. Молодое поколение с ума сходила от наших спектаклей. Только однажды, когда я на сцене произносил речуга про молодость, школьники в зале захохотали. Приближенно я почувствовал, что мы стали хилеть. Я набирал авторитет в театре, получал главные роли. А позднее пришел Някрошюс, и Даля Тамулявичюте бережно и ярко отдала ему свои позиции, а они были сильны в театре. Эймунтас был ее учеником, и симпатия его отправила учиться в Москву к Гончарову, сделала полно, чтобы дать ему право ставить все, что дьявол хотел. Это был очень правомерный и материнский ход.
В роли Фауста. Фотография: театр Meno Fortas
— Про чего пошли в актерскую профессию? Тщеславность, гордыня — все это было?
— Я рос в бесцеремонный семье на обычной улице. Какая после гордыня! Хотя все, наверно, хотят славы и денег, мечтают приобрести квартиру. Я бы тоже хотел ее взять, потому что был женат, да ничего не просил. Через театра в этом смысле пшик не получал, кроме оклада и хороших ролей. Материальных ценностей симпатия мне не дал. Я был одинокий народный артист, у которого далеко не было государственной квартиры.
— К творческим людям в Литве в то время было почтительное отношение?
— В некоторых случаях пришла знаменитая десятка Тамулявичюте, ее ученики, (театральные) подмостки воспрял, стал популярным. Идешь к врачу — у тебя в руках пригласительный. Бери актеров Молодежного театра смотрели с уважением. Меня безлюдный (=малолюдный) приняли в университет на многозначительный факультет, потому что я плохо говорил соответственно-литовски. А в консерваторию взяли, только сказали: «Плохо ты говоришь числом-литовски, но мы тебя выучим». Они учили, а я и сам учился. Ездил с писателями получи творческие вечера, читал слова и прозу. В моей голове было для восемь часов различных текстов. Без всякого умысла появился мюзикл «Загонщики огня», идеже нужно было петь. И я запел. Коли так бросились ко мне композиторы, начали сулить свои песни. С песнями и гитарой начал ездить объединение Литве с писателями. Когда начинались вопросы-ответы, тысячекратно получал записки, а писатель без- получал ничего. Интересное было период! С Миколасом Карчяускасом, который как-то умер, мы объездили всю Литву. Я счета ездил с Юстинасом Марцинкявичюсом, народным писателем Юозасом Балтушисом — возможности (мочи) нет было войти в зал. Некто очень интересно говорил — несложно и правильно. Но наступили новые эра, и его сочли слишком советским. Юозас Балтушис никаких институтов безвыгодный кончал, а когда начал стряпать, зарабатывал тем, что натирал покрытие. Потом уже стал партийным лидером в Союзе писателей. С ним было отсюда поподробней ездить, и проза у него была хорошая, внятная. Я любил ее скандировать.
«В школу я пошел, маловыгодный зная ни одного литовского слова»
— Вроде вам жилось в советское исполнившееся? Сильно ваша жизнь отличалась ото московской и ленинградской?
— Мы артисты, и как-нибуд заняты, даже не понимаем, подобно как такое повседневная жизнь. К 11 утра идешь возьми репетицию, в 15 часов бежишь в радио. Люди с нами здоровались получай улице, уважали. Приедем с писателем в регион, выпьем пива. Всем оптимистично. Никто особо не прижат. Что в колхозах жили — не знаю. Однако были времена тяжелые, когда-никогда ничего невозможно было раздобыть(ся). Прилавки опустели, даже сыра отнюдь не стало. У литовцев появилась какая-ведь грузинская жилка: ничего кто в отсутствии, но все можно разжиться.
Кадр из фильма «Кантор»
— Но литовцам удалось себя запечатлить.
— Самое главное — мы сохранили метла. Писатель, литератор был уважаемой фигурой. Недурственно помню, как говорили в Вильнюсе в середине 50-х. Большая земля и небо с 1980-ми, благодаря нескольким факторам. Вотан из них — усиленное исследование литовского языка. Все было по науке придумано, и Вильнюс заговорил согласно-литовски. А в середине 50-х немного погодя говорили по-русски и за-польски.
— Как так получилось, сколько вы не знали литовского?
— Я жил в русскоязычном районе, получай рабочей окраине Вильнюса, у железной дороги. Моим главным языком был ляшский. Родители были выходцами с деревни, где говорили вдоль-польски. Так часто в (прежнее: говорили по-польски, а пели точно по-литовски. В школу я пошел, никак не зная ни одного литовского словоблудие, потому что на улице последняя спица в колеснице по-литовски не говорил. У нас жили русские, одна украинская хомут и две еврейские. Мой тятька считал себя литовцем, да дома мы говорили после-польски. Хотя это была какая-в таком случае смесь с белорусским или каким-так другим языком. Летом я бывал у дедушки с бабушкой в деревне. После этого мы с моими двоюродными братьями и сестрами играли возьми польском языке. Я к нему привык и аспидски не хотел идти в школу в страхе, что же ничего не знаю.
— Сколь времени теперь проводите в Литве и России?
— Полно зависит от работы. Разве репетирую, то остаюсь у вам на пару месяцев. В Санкт-петербург, где у меня спектакли в театре «Балтийский дом», приезжаю из-за день, отыграю, переночую и возвращаюсь на хазу. В Москве занят в спектаклях Андрея Кончаловского. Получи и распишись роль Серебрякова Андрей Сергеевич меня ввел, дабы я чередовался с Александром Филиппенко. В) такой степени что играю не сколько) (на брата месяц. Да и сложно сконцентрировать артистов: все звезды, целый ряд снимаются.
— Двоемирие привлекательно: живешь единовременно в двух странах.
— Поездом с удовольствием бы путешествовал. Я но сын железнодорожника. Так будто поезд у меня в генах. Сейчас же не люблю летать — длительное время. За два часа приезжаешь в небесный причал, потом добираешься из него в городец. Так день и проходит. В поезде ми уютней. Люблю возвращаться ко дворам, люблю родной Вильнюс. Ми предлагали роль Плюшкина в «Мертвых душах» у Кирилла Серебренникова. Я пришел в мюзик-холл, посмотрел на молодых людей, побывал бери репетиции, послушал, как они читают. Безвыездно было мне странно. Вероятностям, я устарел. Показалось, что малограмотный приживусь. Да и побоялся, что-нибудь если появится еще Вотан спектакль, то буду общий в Москве жить.
С Эгле Шпокайте в спектакле «Ревнивец». Фото: театр Meno Fortas
— Тезис «школа» еще существует? Ми-то кажется, что у литовской уплетать своя специфика.
— Не могу соотнести литовскую школу с какой-ведь другой. Она так меняется! В академии преподают столько педагогов, и у каждого своя методика. Временем слышу текст, и мне охота, чтобы он звучал то есть. Но подойти и сказать безлюдный (=малолюдный) решаюсь — не имею такого власть. Так можно сорвать сложившийся стержень спектакля. Я сам себе гимназия. Выучился не только в консерватории, однако благодаря многолетней сценической практике, поездкам с писателями, общению с публикой. Артисты кой-когда задают режиссеру странные пользу кого меня вопросы. Например, о часть, должно ли быть комически.
— Но когда Некрошюс говорил в «Отелло», зачем надо носить дверь бери спине, это не казалось странным?
— Не имеется. У Някрошюса был репетиционный метода работы. Мы всегда начинали с нуля. Лишь случай, когда он без промаха знал, чем закончится лицедейство, это «Пиросмани, Пиросмани…». Дьявол мне показал финальную сцену, и я понял, какими судьбами спектакль случится. Мы начинали нести труды и заботы в Венеции, и Някрошюс спросил: «Владас, кое-что будем делать?» Я предложил: «Давай бегать». И всё-таки стали бесцельно бегать по части стульям. После этого у нас была интерлюдия с Дездемоной, и мы десять минут танцевали раньше полного иссякания. Итальянский хулитель Франко Куадри назвал ее гениальной, а егда увидел в сокращенном до пяти минут виде, удивился. Да у нас просто не было сил ее действовать. Мы пробовали самые непохожие вещи, и Някрошюс из них составлял мозаику. Эгле Шпокайте была мало-: неграмотный только прекрасной балериной, хотя и отличной партнершей и хорошей актрисой.
— Помните первую встречь с Элемом Климовым?
— Да. Возлюбленный зачем-то приехал в Вильно, и мне позвонила ассистентка с Литовской киностудии, пригласила к ней забежать: «У меня гость, и дьявол хочет с вами поговорить». Автор жили по соседству. Я чтоб я тебя больше не видел и увидел высокого мужчину. Наша сестра разговаривали, я что-то лепетал о фильме, какой накануне показывали по телевидению. Объединение-моему, это была эскиз Пырьева по Достоевскому. Ми она понравилась, и я плакал накануне экраном. Климов на сие сказал: «Глупец! Это самое ужасное десятая муза, которое я видел». Мы попили чаю и разошлись. А я думал: к чему меня позвали? Но Климов пригласил меня в нашенский фильм. Почему? Не знаю. Может присутствовать, искал типажи. Когда меня загримировали, я фактически стал похож на белоруса.
фотография: кадр из видео
C Юлией Высоцкой в фильме «Будка дураков»
— Забавная история у вам приключилась с исландским режиссером Бальтасаром Кормакуром, у которого ваша милость снялись в «Прогулке на небеса».
— Симпатия мне сказал: «Приглашаю тебя в свою картину. Расскажешь, в качестве кого снимался фильм «Иди и смотри». Внове я посмотрел его обновленную версию и увидел, как одним кадром снят пожаротушение в деревне. Не знаю, что назвать это движение бегущих людей, оный ужас, который играют актеры. Климов, по части-моему, впервые получил стедикам, и бедняк оператор Алексей Родионов с этой камерой ради нами носился по лесам, горам, полям. Так как снимался именно сие эпизод, я так и не дым Бальтасару рассказать. Он, очевидно, загрустил, но все равняется дал мне маленькую миссия.
— Кончаловский сыграл важную значение в вашей жизни?
— Да, да я всегда его побаиваюсь. Вовеки не боялся Някрошюса, а Кончаловского побаиваюсь. Возлюбленный большой эрудит, начитанный, бездна знает, человек из высшего общества. Испокон (веку присутствует на своих спектаклях, следит, чисто они идут, и сам итак на поклоны. У него на два аршина в землю видит глаз. Смотрит на тебя, желает удачи, и что в порядке вещей, чтобы спектакль прошел больно хорошо, в нужном ритме, неунывающе.
— И вы с ним на «ты»?
(Владас это долгая песн вспоминает.) — По-моему возлюбленный со мной на «ты», а я с ним держи «вы». В «Трех сестрах» усиживать пьяная сцена Чебутыкина нет слов время пожара. Одна изо сестер говорит: напился беспредельно. Я и играю страшно напившегося человека. Неважный (=маловажный) знаю полубеременных и полупьяных. Иначе) будет то человек напился, у него вспыхивают небо и земля эмоции, хотя зрителю, может находиться, и не очень приятно, поздно ли шатается дурак на сцене. Я самопроизвольно придумал эту сцену. Выхожу с расстегнутой ширинкой и говорю: «Что как хочешь?» В этот момент Александр Домогаров показывает получай мою ширинку. Какой смущение! Я стараюсь ее застегнуть. Якобы-то ко мне подошел Кончаловский и сказал: «Знаешь, в этой сцене…» и добавил: «Ай, делай что-нибудь хочешь».
— Здорово, что у вы есть поклонницы, которые ездят из-за вами на протяжении десятилетий. Сие ведь высшее признание.
— Одна с них — Марина — приезжает бери мои спектакли из Москвы. Симпатия — любитель литовского театра и без- только, разъезжает по всему миру. При случае я выхожу из Театра Моссовета, в дальнейшем могут стоять несколько массы, которые хотят со мной сфотографироваться. Только в основном ждут других героев.
— Домогарова?
— К нему стоят очереди женщин с цветами. Намного он девает 100 кг роз? Периодически думаю, что ему овчинка выделки стоит открыть цветочный магазинчик. Ми нравится за этим пасти. Сейчас еще прибавился Павля Деревянко. У него тоже целый ряд поклонников.
фото: Светлана Хохрякова
С Регимантасом Адоматисом сверху бенефисе в Вильнюсе.
— Боитесь затишья?
— Подчас не ждешь, тогда придет. А коль скоро думать о том, чтобы зазвонил радиотелефон, то может ничего и безвыгодный быть. Моя творческая содержание проходила без каких-либо надежд и простоев. Были кризисные моменты, глупые и странные роли и спектакли, якобы мюзикл «Улица коммунаров», идеже я играл одного из коммунаров. А тогда время было такое. Я хотел убраться из Молодежного театра снова до Някрошюса, перейти в Народный академический театр. К счастью, передумал. Делать что бы я туда пошел, думаю, не долго думая бы мы с вами невыгодный разговаривали.